среда, 4 декабря 2013 г.

Коллекционирование фотокниг в эпоху тысячедолларовых зинов

В журнале American Photo вышел материал Дэна Аббе (Dan Abbe), для которого автор блога о японской фотографии поговорил с опытным коллекционером Томом Клэкстоном (Tom Claxton) о фотокнижном буме и о том, как собрать свою библиотеку изданий. This is a photobook публикует перевод этого текста.
The Afronauts Кристины де Миддл. Экземпляр из коллекции Тома Клэкстона
В 2011 году The Guardian опубликовала статью, в которой обстоятельно рассказала о взлете фотокниг как коллекционного предмета и представила ряд наиболее важных изданий в этой сфере. Чем материал удивлял, так это тем, что он появился не в культурной секции Guardian, а в разделе «Деньги» и показывал фотокниги как инвестиционную возможность. Безопасность такого капиталовложения может оказаться под вопросом, однако медиум, безусловно, переживает бум. Вероятно, было бы преувеличением сказать, что зины стоят много, но самостоятельно изданная Кристиной де Миддл книга The Afronauts, вышедшая в прошлом году, уже продается за тысячи долларов. Как в таких условиях следует формировать фотокнижное собрание? Чтобы выяснить это, я поговорил с нью-йоркским коллекционером Томом Клэкстоном. Клэкстон, который представляет свои книги на сайте Claxton Projects, — идеальная персона, дабы оценить состояние коллекционирования: его собственное собрание сейчас приближается к 7000 изданий. Несмотря на «глупые деньги», крутящиеся вокруг рынка фотокниг, он подчеркивает, что основа коллекции — это в меньшей степени взгляд золотоискателя (никто в действительности не покупает экземпляры The Afronauts), а в большей — страсть к медиуму.

Зачем коллекционировать?
«Я люблю делиться с теми, кто приходит в мою квартиру. У меня есть особенные или очень изысканные книги, хранящиеся (как правило, в зависимости от их издателя) в черных архивных коробках; я открываю эти коробки, и книги каждый раз вынимаются. Прелесть траты времени и энергии на собирание их вместе — это то, что мне хотелось бы показать людям. Вот почему я запустил веб-сайт — чтобы предоставить такую возможность в широких масштабах. Это то, чем я страстно увлечен».

Организуя коллекцию
«У меня очень эклектичный вкус, и я считаю, что это может быть в тягость, так как в течение года я с большим размахом просто накапливаю книги. И в конце я провожу что-то вроде генеральной уборки; я отодвигаю те книги, которые купил импульсивно, но которые, если оценивать их задним числом, оказались не столь сильными. Я склонен организовывать их по географическому принципу: Европа, Америка, Япония. Это кажется простейшим способом распределения по категориям. Предполагаю, что, поскольку я родом из Британии, наибольшая часть моей коллекции — британская фотография, а 1980-е и 1990-е — эпоха, к которой я испытываю страсть, потому что тогда я влюбился в фотографию».

Охота за книгами
«В условиях фотокнижного бума последних двух лет вам необходимо много вкладываться, отсеивая заурядные вещи, чтобы найти особенные издания. Чем больше времени вы тратите на это, тем больше таких неординарных книг отыскиваете. Я ежедневно заглядываю на сайт издателя или фотографа, в имейлы от дилера. По-моему, этот видно по тем книгам, которые я бы поставил в число лучших из тех, что я приобрел. Так ведь во всем: чем больше ты уделяешь внимания, тем больше получаешь».

The Afronauts Кристины де Миддл
Где покупать
«Если это новая публикация, я могу отправиться напрямую к художнику, если допустимо, или обратиться к дилеру на той же территории, на которой находится автор, потому что так я сумею получить подписанный экземпляр. Везде, где это возможно, я стараюсь приобрести подписанные издания. Что касается свежих релизов, то у Dashwood Books в Нью-Йорке сильный вкус и великолепная коллекция. У Harper's Books есть винтажные книги в идеальном состоянии. Photo-eye — очень хороший сервис, но с мейнстримовыми изданиями. Есть Photobook store в Великобритании. Существует новый магазин Photobook Corner в Португалии, и мне очень нравится то, что они делают. Не знаю, как им это удается, но они хороши в плане подписанных копий. Как я сказал, я стремлюсь просматривать веб-сайты и, если возможно, связываться с фотографом — я думаю, это важно, так как, когда я только начинал, я даже не мечтал о том, чтобы просто отправить электронное письмо непосредственно автору, но подавляющее большинство из них взволновано возможностью выслать подписанный экземпляр. Они также зарабатывают больше денег от продаж напрямую. Я очень, очень, очень редко делаю покупки на eBay. В прошлом я сильно обжегся на этом. Я скорее куплю у того, с кем у меня есть какие-то отношения».

Как подходить к рынку подержанного
«В отношении винтажных книг смотрите, скажем, на издания, включенные в The Photobook: A History, или подобные им, здесь речь идет о цене минимум в 500 долларов, а в отношении многих из этих книг цены могут превышать тысячу долларов. Это не те книги, что вы будете покупать постоянно. Расслабьтесь, и если найдется одна из таких, которая, как вы узнали, продается за 1000 или 1500 долларов, а вы попадете в магазин и увидите ее в хорошем виде за 400, то, раз вы можете себе это позволить, решайтесь. Пару месяцев назад в Портленде я был в Ampersand Gallery, фантастической галерее, у них имелась в идеальном состоянии копия Invisible City Кена Шлеса (Ken Schles), и она стоила на 500 долларов дешевле, чем я мог бы ее купить где-нибудь в Нью-Йорке. Так что просто исследуйте, постоянно сравнивая, узнавая, какие книги сколько стоят, и, если вы можете себе это позволить, следуйте желанию сделать покупку тогда, когда вы уверены, что сделка состоится».

Invisible City Кена Шлеса


Рынок фотокниг сегодня
«Сейчас много продавцов, которые, когда выходит важная книга, сразу же предлагают ее на eBay по баснословным ценам. В случае с The Afronauts Кристины де Миддл это произошло очень рано, когда издание было еще доступно в некоторых магазинах: Мартин Парр приобрел его в Арле, и оно тотчас достигло стоимости в 200 долларов, хотя вы могли найти его менее чем за 100 в Нью-Йорке. Теперь все происходит быстро. К сожалению, как только в интернете появляется небольшой шум, люди начинают реагировать автоматически: «Быстрее! Я только что купил это». Если вы проведете лишь небольшое исследование, то, как правило, сможете купить что-то дешевле. Но таковы теперь требования; когда каждый делает свой список лучшего в конце года, книги, если они еще не распроданы, расходятся очень скоро. Для новых собирателей, что ж, это отлично, но такой подход не способствует коллекции, охватывающей то, чем вы фактически увлечены: эпоху, группу фотографов, движение. Некоторые из книг, что я больше других люблю в своем собрании, на самом деле стоили не слишком много. На них нет такого спроса. Это может быть незаметный фотограф, однако таков ключ к коллекции. Я знаю других коллекционеров, которые сидят и ждут, пока Мартин [Парр] или Алек [Сот] скажут, какие книги были лучшими в году, и тогда они идут и тратят глупые деньги, чтобы обладать этими изданиями, но это не способ построения собрания. Это как будто поиски золота».

Имея дело с трендами фотокнижного издательства
«Все больше и больше издателей поступают по-смешному, делая, знаете, три или четыре разные обложки, и это все совершенно зазря. Я выберу любимую обложку, но как насчет всех остальных? Другая обложка может продаваться быстрее! Знаете, это превращается в безумие. В нынешнем году было несколько книг, которые имели разные обложки, и я не сторонник такого, поскольку это ставит меня в печальное положение. (Смеется.) Другое минное поле — специальные издания. Если это художник, который мне правда нравится, а книгу я полюбил, периодически я покупаю специальные издания, но это часто условное обозначение для получения стандартной книги и вложенного в нее принта, поклонником чего я не являюсь. Следовало бы делать другую крышку переплета или бумагу, прикладывать больше усилий к этому. Иногда я оправдываю такое приобретение, говоря, что, если будет нужно, в перспективе я мог бы продать его в четыре, пять, шесть, десять раз дороже, даже если это не то, чего я хочу. Я знаю немало коллекционеров, поступающих так. Но вы можете сделать много денег и на стандартном издании. Специальное издание уже само по себе дорогое, так что этот вторичный рынок очень мал».

Обращение с книгами
«Несколько хрупкие книги (многие люди делают японский переплет или картонные обложки без обертки) тотчас же окажутся в отпечатках пальцев и в итоге станут изношенными. Поэтому я храню такие издания в многоразовых архивных пакетах, так что, когда вы берете их с полки, они не обтираются друг об друга. Вы можете вытащить книгу наружу, посмотреть ее и затем снова запечатать. На что еще нужно обратить особое внимание, так это на уголки и на износ крышки переплета соседствующих книг. Также будьте осторожны, когда задвигаете книгу на полку. В подавляющем большинстве случаев книги 1990-х годов идут с суперобложками. В целом им свойственно иметь более традиционный дизайн, что в действительности делает их более износоустойчивыми. В последнее время люди продвигают дизайн, который выделяется несколькими видами бумаги, тисненными фольгой обложками и всеми этими элементами, создающими более уязвимый объект.

Причуды коллекционера
Единственный легкий шажок на поле безумия, который я себе позволяю, если книга действительно сильная и я от нее просто без ума, так это тогда, когда я покупаю два экземпляра и один оставляю запечатанным. Это не для продажи — я не продаю по-настоящему хорошие книги, — но это странная особенность коллекционера. Если это на самом деле мощное издание, я всегда хочу поделиться им с людьми, в результате оно имеет больше возможностей оказаться поврежденным или изношенным, и знание того, что у меня есть нетронутая копия, так или иначе успокаивает меня».

События для посещения
«The New York Art Book Fair — феноменальное событие. Это действительно представительная выборка: чем великолепна такая ярмарка, так это тем, что, в то время как крупные издатели реализуют большие книги, там также есть и люди, продающие самодельные зины. Это отличный фестиваль, чтобы сделать исследование и посмотреть в широком спектре, что производится. Paris Photo — тоже прекрасное мероприятие для поиска, поскольку вы можете видеть, как работа выставлена, и получить понимание того, что продается; в конечном счете именно это и сказывается на продажах фотокниг».

Заключительные слова для амбициозных коллекционеров
«Собирайте что-то поменьше и не столь дорогое. Вы коллекционируете эти очень тяжелые, очень большие, очень дорогие объекты, и иногда они и правда становятся бременем. Мысль о пересылке, об отправке книг из Лондона ужасающа! Порой вы ощущаете, точно женились на этих вещах, что они ваша жизнь. Путешествие, выходные — все вращается вокруг посещения студии фотографа или книжного торговца. Это становится навязчивой идеей».

Автор: Dan Abbe
Источник: American Photo
Перевод: Анастасия Богомолова

Комментариев нет:

Отправить комментарий